Наблюдая за предметом, мы видим освещенные и затененные участки. Это физическое явление, которое распределяет свет, и с его помощью наше зрение может различать окружающую нас реальность. В изобразительном искусстве это явление называют светотенью. Светотень в рисунке играет очень большую роль.
Свет, исходящий от естественных и искусственных источников, освещает мир и позволяет нам видеть его. Наши глаза воспринимают различные формы потому, что на них оказывают влияние отраженные светом лучи.
Освещенные предметы, которые расположены в пространстве, различимы как объемные. Объем формы предмета с соответствием конструктивного строения определяет игра света и тени.
На поверхности любого предмета находится множество участков, расположенных под разными углами по отношению к источнику света. Зрение воспринимает предмет как гармоничное сочетание светлых и темных пятен, что создает впечатление объема, в котором выступают вперед и отступают в тень отдельные части.
Светотень воспринимается зрением как постепенный переход от одного состояния к другому: свет, блик, полутень, собственная и падающая тень, рефлекс.
Свет - наиболее освещенная часть предмета, то есть участок поверхности, получающий от источника света наибольший поток прямых лучей.
Самое яркое пятно на наиболее освещенном участке поверхности (это отчетливо видно на блестящих и выпуклых формах) называется бликом.
Скользящие по поверхности предмета лучи света образуют еще один элемент светотени - полутень.
Неосвещенная сторона предмета находится в тени. Тень на самом предмете называется собственной, а та, которая образуется вокруг предмета, в месте, где он преграждает направление светового потока, - падающей. Очертания падающей тени зависят от освещения. В солнечный день, например, падающая тень имеет четкие границы, в пасмурный становится бесформенной.
Еще один элемент светотени в рисунке - рефлекс (высветление тени), то есть влияние на тень отраженного света от окружающих предмет тел и плоскостей. Итак, тень собственная, тень падающая, рефлекс - элементы светотени.
Распределение элементов светотени показано на рисунке. Без знания правил распределения светотени на поверхности предмета вы не добьетесь правильной передачи объемной формы. В лучшем случае вам удастся, оттенив в рисунке карандашом светлые и темные места, показать нечто приблизительное, далекое от настоящего объемного изображения.
Попробуем грамотно изобразить объемный предмет на бумаге. Сначала проведем легкие линии, благодаря которым скомпонуем форму предмета на плоскости. Затем постепенно, сравнивая с натурой, нарисуем очертания, характеризующие его внешний облик, - конструктивное строение, пропорции. Все это выполняем легкой штриховкой, моделирующей объем (начало передачи светотени). После окончательного уточнения рисунка и изображения можно переходить к тоновому рисунку со светотеневыми градациями.
Глаз человека видит окружающий мир цветным, в то время как рисунок, выполненный графитовым карандашом, бесцветен (черно-белый). Профессиональные художники умеют заставить зрителя как бы забыть о том, что рисунок или орнамент не цветной, - настолько совершенны тона их черно-белых изображений. Они передают все наблюдаемые в натуре градации - от самого светлого к самому темному, но не черному. Рисующий располагает очень ограниченными средствами для передачи на бумаге яркого света или глубокой тени (цвет бумаги в сотни раз темнее солнечного света). Достигнуть буквального соответствия ярко освещенной натуре невозможно. Однако светотень в рисунке художника создает впечатление, что переданный в нем свет - яркий, а тени - очень глубокие.
Слово «тон» (от греч. - напряжение) обозначает степень светлоты поверхности предмета или его частей. Он зависит от цвета, освещенности, фактуры предмета и т. д. Грамотный тоновой рисунок передает световое состояние, которое подмечено вами в натуре.
Далее по теме: Понятие цвета
Назад в раздел: Хобби и увлечения для девчонок
Вернуться на главную: Сайт для девочек и девушек