| Как выступать перед публикой
Вряд ли вам представится необходимость в ближайшее время участвовать в симпозиуме или защищать докторскую диссертацию. Но навыки оратора нужны не только там. Они необходимы и при выступлении на уроке, на олимпиаде, да и вообще развивают ваше общее умение общаться с людьми. Кроме этого старайтесь развивать в себе способности производить нужное впечатление на взрослых людей, когда собираетесь куда-то поступать. Это ваши макеты бесед при поступлении на работу. Вам это обязательно не просто пригодится, а понадобится в жизни. В школьную пору эти умения также можно применить при сдаче школьных экзаменов.
Накануне выступления или важного разговора (неважно, с кем, - с родителями или директором школы) задайте себе несколько вопросов.
Какую главную цель я ставлю перед собой в беседе? (Это следует четко знать, чтобы не отвлекаться на второстепенные задачи.)
Удивился ли мой собеседник, когда я попросил его о встрече? (Еще важнее, не воспринял ли он просьбу с недовольством; в этом случае можно ожидать отрицательную установку.)
Могу ли я обойтись без этого разговора? (Чем важнее разговор, тем тщательнее к нему следует подготовиться.)
Готов ли к обсуждению предлагаемой темы мой собеседник? (Это позволит оценить, не будет ли встреча заранее обречена на провал или на серьезные препятствия.)
Уверен ли я в благополучном исходе разговора? (Какие объективные и субъективные препятствия можно ожидать, насколько они серьезны?)
Уверен ли в том же мой собеседник?
Какой исход устраивает или не устраивает меня, его, обоих? (Если беседа зайдет в тупик, стоит ли пойти на компромисс?)
Какие приемы воздействия на собеседника я буду использовать в беседе? (Ссылки на авторитетные мнения, на опыт других учреждений, на крайнюю важность решаемого вопроса и др.)
Какие вопросы я буду задавать? (Этот и последующие два пункта являются особенно важными.)
Какие вопросы может задать мне собеседник?
Как я буду вести себя, если мой собеседник:
а) во всем согласится со мной;
б) решительно возразит, перейдет на повышенный
тон:
в) не отреагирует на мои доводы;
г) выскажет недоверие к моим словам, мыслям;
д) попытается скрыть свое недоверие?
Шансы на успешный исход разговора возрастут, если придерживаться следующих рекомендаций:
Готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным. (Если требуется получить «добро» на несколько предложений, просьб, начинать лучше с наиболее легко выполнимого.)
Добивайтесь предельной краткости в изложении мыслей. (Оптимальной краткости, ибо подчас требуется начать издалека.)
Обосновывайте свои суждения. (Чем убедительнее доказательства, тем быстрее согласится с вами оппонент.)
Не употребляйте слов с двойным значением. (И тем более фразы, которые можно неверно истолковать.)
Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова «почему», «зачем», «когда», «как». Это исключит односложные ответы - «да» и «нет».
Если на ваши доводы последовали возражения, то:
выслушайте сразу несколько возражений (тем более, что собеседник раздражается, если его перебивают, да еще на самом главном);
не спешите с ответом, пока не поймете суть возражений (вот здесь собственная эмоциональность, холерический темперамент могут вас серьезно подвести);
выясните, действительно ли возражения вызваны разными точками зрения или, может быть, вы неточно сформулировали суть;
вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед необходимостью выбора между двумя вариантами ответа. Конкретные вопросы заставляют собеседника высказать то, что нужно сказать, независимо от его собственного мнения (к примеру: «Мама, ты согласна отпустить меня в поход с ночевкой или нет?». Если последует «нет», уточните, почему).
После беседы следует проанализировать свое поведение и ответить на такие вопросы:
Последовательно ли вы вели основную линию в разговоре? (Оцените, помогла ли вам предварительная подготовка к встрече, удалось ли вам предусмотреть контрдоводы другой стороны?)
Не навязывали ли вы собеседнику свои аргументы при выработке решения? (Если да, то вы посеяли в собеседнике семена неудовлетворенности, досады, и при дальнейших встречах они могут возрасти.)
Основательны ли были ваши замечания и возражения? (Не были ли они субъективны, не отразилось ли в них ваше настроение?)
Удалось ли вам быть тактичным на всем протяжении разговора, отнестись без предубеждения к собеседнику? Сумели ли вы добиться максимума полезности состоявшегося разговора, пользы для дела?
Назад в раздел: Психология для девушек
Вернуться на главную: Сайт для девчонок
|
|